Для профсоюзов пришло время реформ?

Относительно инцидента с внезапным снятием ректора Академии труда и социальных отношений и назначением на эту должность сына заместителя председателя ФНПР, озвучил свою точку зрения директор Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив Юрий Миловидов. Он считает, что причина столь стремительной замены – грядущая смена старых кадров ФНПР, необходимость которой все чаще подчеркивают заметные фигуры в структуре самой ФНПР, а следовательно – потенциальное смещение М. Шмакова с поста председателя. Поэтому и сделана попытка посадить в кресло ректора института "своего человека", для последующей передачи этого места, скорее всего, самому М. Шмакову. Как поясняет Ю. Миловидов, оборот института составляет около миллиарда рублей, десятки миллионов из которых – средства федерального бюджета. Кроме того, институт имеет десятки филиалов по всей стране и за рубежом.

Действительно, все указывает на то, что время реформ пришло.

Реформирование профсоюзной структуры для приведения ФНПР в эффективную, работоспособную организацию, было предложено председателем Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Амирханом Самирхановым:

Открытое письмо председателю ФНПР Михаилу ШМАКОВУ

Уважаемый Михаил Викторович!

Обращаюсь к Вам с предложением организовать широкое обсуждение вопроса о реформировании структуры профсоюзов России.

Такая необходимость назрела. Недавно мы обсудили итоги статотчетности ФПРБ за 2008 год. Главный вывод – по-прежнему снижается численность членов профсоюзов. Представляется, что ситуация в целом по России аналогичная.

Можно привести десяток объективных и субъективных причин данного процесса. Однако давайте проанализируем наши потери. В первую очередь, это уменьшение количества первичек. Это, как правило, небольшие первичные профсоюзные организации с председателем профкома на общественных началах. Но как неосвобожденным председателям и членам профкома в условиях почти полной зависимости от работодателя (в том числе из-за несовершенства законодательства) быть принципиальными и защищать кого-либо? Чтобы оправдать свое существование, им остается организация досуга, матпомощь и решение отдельных житейских проблем. В итоге получается, что зачастую работник судит о профсоюзе по действиям своего бессильного профкома.

Налицо несоответствие между декларируемым позиционированием в качестве профсоюза-защитника и реальным существованием профсоюза-няньки. Причем с большой долей уверенности можно прогнозировать, что бывшие члены профсоюза вряд ли пополнят в будущем наши ряды. Таким образом, запускается механизм воспроизводства недоверия к профсоюзам.

Решение мы видим в переходе от института первичной профсоюзной организации к институту представителей профсоюза в организациях. И не нужно "изобретать велосипед", проводить научно-исследовательские работы.

Западные профсоюзы выстраивают свою работу так. У них нет понятия "первичная профсоюзная организация". Там работник вступает в профсоюз и свой, как правило, один процент от зарплаты перечисляет в национальный отраслевой профсоюз. Собранные в профсоюзе средства распределяются строго по статьям, оговоренным соответствующими внутренними документами. Это зарплата аппарата, забастовочный фонд, обучение, информационная работа и другое. Именно так, по смете, осуществляется и финансирование нижестоящих территориальных органов. Профсоюзы, входящие в то или иное объединение, отчисляют ему определенный процент. Профобъединение страны, в свою очередь, таким же образом по смете финансирует территориальные профобъединения на местах.

Все понятно, потому что логично. В такой структуре не может нижестоящий орган не выполнить решение вышестоящего. И чем выше уровень принятия решений, тем выше квалификация, ответственность, зарплата и т.п.

Вернемся к уровню первички. Работу на предприятиях организуют территориальные организации отраслевого профсоюза (читай, обкомы и рескомы) через представителей. Представитель может работать с двумя-тремя предприятиями, а могут и, наоборот, на одном предприятии работать несколько представителей. Все зависит от численности членов профсоюза. Задача представителей одна: контролировать выполнение трудового законодательства и коллективного договора. Естественно, такой представитель не зависит от работодателя и работает только на профсоюз.

Это известный международный опыт. Но ведь российские профсоюзы уже не первое десятилетие идут под лозунгами, общепринятыми в глобальном профсоюзном мире.

В связи с вышеизложенным предлагаю:

1. Создать рабочую группу по разработке законопроектов о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, федеральный закон о профсоюзах и соответствующих изменений в Устав ФНПР. Суть – предоставить право заключения коллективного договора профсоюзному органу, без жесткой привязки к первичной профорганизации.
2. Утвердить на уровне ФНПР, общероссийских профсоюзов количественные критерии оценки эффективности деятельности профсоюзных органов. Сегодня наши социальные партнеры – власть и работодатели – на всех уровнях имеют жестко прописанные показатели, на достижение которых нацелена их работа. Только профсоюзы еще могут себе позволить пространные рассуждения о судьбах простых тружеников.
3. Изучить опыт работы в Башкортостане – профсоюзов машиностроителей и строителей – по внедрению института представителей, а также по назначению представителей ФПРБ на территориях.
Михаил Викторович! На мой взгляд, пришло время поставить на ноги перевернутую систему взаимоотношений в ФНПР. Необходима жесткая политическая воля, чтобы осуществить полную структурную перестройку. Лимит времени на раскачку исчерпан.

Амирхан САМИРХАНОВ,

председатель Федерации профсоюзов Республики Башкортостан


twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us