7 мая 2012 года президент РФ подписал Указ № 597 “О мерах по реализации государственной социальной политики”. Подпункт “з” п. 1 Указа предписывает правительству “в целях расширения участия работников в управлении организациями”, в частности, “подготовить до 1 декабря 2012 года предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики”...

14 сентября 2012 года состоялась международная конференция “Участие работников в управлении производством. Роль профсоюзов и производственных советов в регулировании трудовых отношений”, организованная НИУ “Высшая школа экономики”, Центром социально-трудовых прав и Фондом Фридриха Эберта (Германия). Участвовали представители профсоюзов, работодателей, госорганов, академического сообщества, а также эксперты из Высшей школы экономики, эксперты и практики из Германии. Участники конференции обсудили правовые аспекты, практическую деятельность производственных советов в Германии и возможность использования этого опыта в нашей стране. Но так и не пришли к единому мнению об актуальности и востребованности данного института в современной трудовой действительности России (“Солидарность” № 34, 2012).

Через месяц, 10 октября, разработанный Минтрудом проект ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ” (в части создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий) обсуждался социальными партнерами на совещании у заместителя председателя правительства РФ.

Представители ФНПР не поддержали этот законопроект, которым предлагалось внести изменения в главу 8 ТК РФ “Участие работников в управлении организацией” и предусмотреть в новой ст. 53.1 в качестве одной из основных форм участия работников в управлении организацией - участие в деятельности производственных советов как органов социального партнерства. По существу, предлагаемые изменения сводились к возможности образования в системе соцпартнерства на локальном уровне производственных советов - наряду с профсоюзными организациями. Подобная практика существовала в советское время, когда к “иным представителям работников” относили советы трудовых коллективов, деятельность которых регулировалась Законом СССР от 17.06.1983 № 9501-Х “О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями”. Указанный документ утратил силу в связи с принятием ФЗ № 90 от 30.06.2006 “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ”.

По инициативе представителей ФНПР вышеупомянутый законопроект был доработан. 26 октября он обсуждался на заседании Российской трехсторонней комиссии, и стороны РТК согласовали его без замечаний и предложений.

30 января 2013 года правительство РФ внесло в Госдуму проект ФЗ № 213745-6 “О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса РФ”. Этот законопроект предоставляет работодателям право создавать производственный совет - консультативный орган, образованный работодателем на добровольной основе из числа своих работников, как правило, имеющих значительные достижения в труде, для подготовки работодателю предложений по совершенствованию оргструктуры производства или отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия и состав производственного совета устанавливаются локальным нормативным актом.

При этом в полномочия производственного совета не могут входить вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации. А также - вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, отнесенные в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами к компетенции профсоюзов, их первичных организаций, иных представителей работников.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о соотношении роли профсоюзных организаций и производственных советов, их взаимосвязи и взаимодействии с работодателем в сфере труда.

На локальном уровне социального партнерства представителем работников является первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 36 ТК РФ не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

Учитывая важность независимости сторон в коллективных переговорах, Комитет по свободе объединений Административного совета МОТ определяет, что переговоры не должны проводиться от имени работников или их организаций такими их представителями на переговорах, которые назначены или контролируются работодателями или их организациями. (Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединений Административного совета МОТ, и выработанных им принципах. IV издание (пересмотренное) - МОТ, Женева, 1997, п. 789.) А исходя из смысла ст. 195 ТК РФ, к указанной в документе МОТ категории работников, которые не могут вести переговоры от имени работников, относятся руководители организации или ее структурного подразделения, их заместители.

По замыслу авторов законопроекта, производственный совет не входит в систему социального партнерства - в отличие от выборного органа профсоюзной организации и руководителя организации, которые, являясь соответственно представителями работников и работодателя, выступают представителями сторон социального партнерства (ч. 1 ст. 25 ТК РФ).

Как видно, концепция законопроекта направлена на разграничение функций выборного органа профсоюзной организации и производственных советов, каждому из которых отведено свое место в управлении организацией. То есть их функции не должны пересекаться, а сами они призваны успешно дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Например, по таким вопросам, как повышение квалификации работников, установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

Николай Гладков, секретарь ФНПР

© www.solidarnost.org


twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us