Об опасных сближениях доложили правительству

15 мая 2012 г. @ RSS
Новости

Профсоюз российских авиадиспетчеров потребовал от правительства принять неотложные меры для обеспечения безопасности полетов и устранения нарушений законодательства в сфере организации системы управления воздушным движением (УВД). В подтверждение слов о критической ситуации диспетчеры привели примеры опасных ситуаций, случившихся в этом году: три раза на подлете к столичным аэропортам самолеты спасала только система предупреждения об опасном сближении (TCAS).

— Руководство ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" ("Госкорпорация по ОрВД") скрывает эти случаи, чтобы не демонстрировать отсутствия какой-либо работы для обеспечения безопасности полетов, а авиадиспетчеров привлекают к дисциплинарной ответственности, делая их крайними виновниками собственной бездеятельности в вопросах модернизации центров УВД, — говорится в письме президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Сергея Ковалева, направленном в адрес и.о. первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.

Самая опасная ситуация в Московском регионе, рассказал диспетчер по управлению воздушным движением (УВД) Московского автоматизированного центра и вице-президент ФПАДа Андрей Булин: "Наш центр обслуживает 57% от всего количества воздушных судов, выполняющих полеты в воздушном пространстве России. При этом объем авиаперевозок за последние три года увеличился на 40% и продолжает расти".

На уровень обеспечения безопасности полетов негативное влияние, по словам Булина, оказывают крайне высокая нагрузка на диспетчеров, особенно в пиковые периоды, а также несовершенство структуры воздушного пространства — оно опасно большим количеством пересечений маршрутов движения воздушных судов, что создает потенциально конфликтные ситуации в воздухе. Например, 7 марта произошло сближение в районе аэропорта Домодедово. Два самолета следовали на разных секторах (верхний, нижний) на смежных эшелонах. На каком-то этапе метки сошлись в одну точку, и у диспетчера верхнего сектора возник визуальный эффект, что диспетчер нижнего сектора принял его судно. В результате была дана ошибочно команда на снижение самолета, находящегося на более высоком эшелоне. В итоге лайнеры разошлись по командам TCAS. Причиной инцидента, как считают во ФПАДе, является усталость диспетчера, поскольку в тот момент на 5 рабочих мест был только один подменный диспетчер. Однако по итогам расследования именно диспетчеру был объявлен выговор и выписан административный штраф.

22 марта произошло опасное сближение к северо-западу от Внуково. В том случае диспетчер подхода Внуково отдал воздушное судно диспетчеру подхода Шереметьево и одновременно принял у него встречное воздушное судно на более высоком эшелоне, при этом разрешив набор высоты внуковскому самолету. В данном случае основная причина, по мнению профсоюза, — в старом оборудовании, которое после передачи самолета смежному сектору не сохраняет формуляр сопровождения (самолет, который отображается на экране радиолокационной меткой, имеет рядом формуляр сопровождения). Это привело к тому, что диспетчер забыл о встречном самолете. Система TCAS самолеты развела, а выговор опять достался диспетчеру.

В Минтрансе России знают об обращении ФПАДа в правительство — оно было им переправлено. В министерстве отметили, что для обеспечения требуемого уровня безопасности полетов реализуются мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы. В частности, в конце прошлого года были утверждены федеральные авиационные правила "Организация воздушного движения в Российской Федерации", в том числе устанавливающие нормы пропускной способности и нормы численности авиадиспетчеров.

По данным Минтранса России, за период с 2009 по 2011 год из-за недостатков в деятельности органов обслуживания воздушного движения ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" случилось 46 инцидентов, в том числе 38 нарушений норм эшелонирования, из которых 12 закончились опасными сближениями воздушных судов.

По словам Булина, в московской воздушной зоне регулярно повторяются инциденты, связанные с опасным сближением самолетов. Но, несмотря на то что ошибки диспетчеров продолжаются, никто не рассматривает причины наступления данных ошибок, а устанавливают только виновных.

В "Госкорпорации по ОрВД" считают многие заявления представителей ФПАДа надуманными, отмечая, что сейчас ведется работа по переходу от существующей к новой структуре воздушного пространства в московской зоне единой системы организации воздушного движения, а также завершается процесс модернизации московского центра автоматизированного УВД. Завершение всех работ запланировано на конец 2012 года, сообщили "Известиям" в этой госкорпорации.

В настоящее время в московском авиаузле можно обеспечить до 600 000 взлетно-посадочных операций в год (примерно 60 млн пассажиров). Для увеличения пропускной способности должно быть уменьшено количество запретных зон и зон ограничений полетов в Московском регионе для освобождения воздушного пространства для полетов воздушных судов гражданской авиации. По данным Минтранса, такая работа будет также завершена до конца этого года.

Реализация мероприятий по совершенствованию воздушного пространства и внедрению современных технологий УВД позволит повысить пропускную способность московской воздушной зоны примерно на 35–45%, что обеспечит выполнение до 800 000 взлетно-посадочных операций в год (80–90 млн пассажиров), утверждают в "Госкорпорации по ОрВД". А за три предстоящих года пропускную способность в московской зоне планируется нарастить до 1 млн взлетно-посадочных операций в год, что соответствует перевозке до 130 млн пассажиров.

http://www.izvestia.ru/news/524254


twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us