Принудительный труд

Принудительный труд запрещен. С этим утверждением никто спорить не будет.

Но знаете ли вы, что под понятие принудительного труда могут попадать рабочие ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются наемные работники?

"Принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России.

Однако в профессиональном сообществе под влиянием реальности и информации, полученной из разных источников, уже сложилось некоторое представление о данном феномене. Хотя в экспертной анкете мы привели определение принудительного труда из Конвенции МОТ 1930 г., мы попросили экспертов самостоятельно определить смысл, который они вкладывают в это понятие. Ниже приведены определения понятия принудительного труда, данные экспертами и сгруппированные в зависимости от ключевого элемента, на который опирается то или иное определение. Большое количество так называемых контекстных (ситуационных) определений говорит о том, что данный феномен воспринимается экспертами не как теоретическая концепция, а как реальная ситуация.

Ключевое слово – насилие, отсутствие контроля:

• Труд под угрозой физического или психологического насилия, возможно связанный с институциональными ограничениями (например, изъятие документов) для работника;

• Труд, когда работник не волен выбирать работу или условия работы;

• Принуждение к определенным работам;

• Труд в заточении;

• Труд не по собственной воле, а вследствие обмана, похищения и т.п.

Ключевое слово – оплата труда и другие условия трудового "соглашения"

• Труд без оплаты, нарушение сроков выплаты зарплаты или выплата ее в неполном размере, а также несоблюдение техники безопасности труда (по Трудовому кодексу);

• Труд с заранее не оговоренным вознаграждением, если вознаграждения либо нет, либо оно не равноценно выполняемой работе, или труд за минимальное вознаграждение (только для поддержания жизни и способности работать);

• Труд с нарушением условий договора;

• Труд без отметки в трудовой книжке.

"Комплексные" определения:

• Труд в условиях безысходности, который не развивает интеллект и культуру человека, а притупляет его, … когда человек вынужден работать на данном месте из-за того, что его законные конституционные права и возможности ущемлены;

• Труд в условиях дискриминации;

• Рабский вынужденный труд, когда людей обманывают, не соблюдают обещанных условий;

Основные признаки, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:

• физическое насилие;

• психологическое насилие;

• ограничение свободы

• долговая кабала, зависимость, различные виды отработок (жилья, билетов, еды и т.п.);

• невозможность выбирать условия труда;

• труд под угрозой, в том числе угрозой жизни;

• несвобода покинуть работодателя, поменять место работы;

• отсутствие собственной воли на выполнение труда;

• принуждение к каким-либо дополнительным услугам;

• незаконные ограничения в оплате (невыплата, недоплата, задержки, неадекватная оплата или ее отсутствие);

• выплата зарплаты в натуральной/неденежной форме (например, продуктами или алкоголем, наркотиками), работа за еду;

• труд "в свинских условиях", нечеловеческие условия содержания работников;

• труд без социальных гарантий;

• отсутствие доступа к медицинской, социальной и правовой помощи, отсутствие возможности обратиться в правоохранительные органы;

• отсутствие контракта или договора на выполнение работ;

• неправомерные способы привлечения к труду;

• ущемление конституционных прав, гарантий и возможностей;

• несоблюдение трудового законодательства;

• несоблюдение прав человека;

• нарушение нравственных принципов (дети торгуют алкоголем, наркотиками)"

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Руководитель:

к.э.н. Елена Тюрюканова, ведущий научный сотрудник,

Институт социально_экономических проблем народонаселения

Российской академии наук

Правовой анализ:

к.ю.н. Вера Анишина (Глава 2)

Координаторы региональных работ:

к.э.н. Дмитрий Полетаев (Москва, Ставрополь)

Станислав Шамков (Омск)

© Международная организация труда, 2004

Первое издание, 2004 г.

Источник: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/turukanova.pdf (документ PDF)


Конституция РФ:

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


Трудовой Кодекс РФ:

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.


Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации

(под. ред. проф. Ю.П. Орловского). - М., 2002. - 950 с.

Комментарий к статье 4:

Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах - федеральных и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности; из УК исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством).

Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье "Основные трудовые права и обязанности работников", как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает его основополагающую роль для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международно - правовым актам - Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291), Конвенциям МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. (ВВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348).

В отличие от прежнего КЗоТ, ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение его понятия, которое идентично соответствующим формулировкам Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде".

Настоящий Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно - правовыми нормами. Впервые в базовом законе трудового права определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. Работа без оплаты - принуждение к труду, запрещенное Конвенцией МОТ N 95 от 08.06.49, ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. К такому выводу пришел ВС РФ, отменив решение ВС Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников ППТС "Якутскгортеплосеть", объявленной в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы. Нельзя обязывать работника выполнять трудовые обязанности без выплаты заработной платы (БВС РФ. 1998. N 10).

Нельзя требовать от лица выполнения работы, сопряженной с угрозой его жизни или здоровью. Такое требование комментируемая статья также относит к принудительному труду.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособных граждан и привлечение их транспортных средств для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил охраны труда.

Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом. К ним относятся исправительные, обязательные работы, а также работы, выполняемые при осуждении к лишению свободы. Статья 103 УИК предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Комментарий к статье 60:

1. В ст. 60, запрещающей работодателю требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, находит выражение один из основных принципов регулирования трудовых отношений, закрепленный в ст. 2 ТК, т.е. обеспечение права на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, включая право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

2. Запрещение требовать от работников выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, не исключает права сторон по взаимному согласию изменять условия трудового договора, в т.ч. и о трудовой функции.

Изменение трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации, должности), обусловленной трудовым договором, обычно связано с переводом на другую работу. Условия и порядок перевода на другую работу регулируются гл. 12 ТК (см. коммент. к ст. 72 - 75 ТК).


Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2

от 17 марта 2004 г. (выдержка):

Изменение трудового договора

16. Исходя из содержания статей 60 и 72 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую постоянную работу без его согласия.

Переводом на другую постоянную работу в той же организации, требующим письменного согласия работника, следует считать изменение трудовой функции или иных существенных условий трудового договора (часть первая статьи 72, статья 57 ТК РФ).

Такое же согласие необходимо получить от работника в случае перевода на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (часть вторая статьи 57 ТК РФ). Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д.

17. При применении статьи 74 Кодекса, допускающей временный перевод работника по инициативе работодателя на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации в случае производственной необходимости, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конвенции МОТ № 29 1930 года о принудительном или обязательном труде (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 г.) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (пункт 1 статьи 2 Конвенции). При этом в силу подпункта "д" пункта 2 статьи 2 названной Конвенции, а также части четвертой статьи 4 Кодекса не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, а также в иных случаях, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Учитывая названные положения, работодатель вправе переводить работника на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев (часть первая статьи 74 ТК РФ).

Вместе с тем исходя из указанных положений Конвенции МОТ о принудительном или обязательном труде предусмотренный частью первой статьи 74 Кодекса временный перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника может быть признан обоснованным при условии, что это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами (подпункт "д" пункта 4 Конвенции, часть четвертая статьи 4 ТК РФ), или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и тому подобным последствиям.

18. В соответствии с частью первой статьи 74 Кодекса временный перевод работника на другую работу в связи с производственной необходимостью возможен лишь в пределах той же организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях; с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе; работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья и должна соответствовать его квалификации.

Продолжительность одного такого перевода не может превышать одного месяца. При этом исходя из частей первой и второй статьи 74 Кодекса перевод для замещения отсутствующего работника также может носить неоднократный характер, однако его общая продолжительность не должна превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Если в связи с переводом вследствие производственной необходимости (в том числе для замещения отсутствующего работника, за которым сохраняется его рабочее место) работник должен будет выполнять работу более низкой квалификации, то такой перевод в силу части третьей статьи 74 Кодекса может быть осуществлен только при наличии письменного согласия работника.

19. При разрешении дел, связанных с переводом на другую работу, необходимо иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом.

При этом следует учитывать, что в силу абзаца пятого статьи 219, части седьмой статьи 220 Кодекса работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Поскольку Кодекс не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом вследствие производственной необходимости, отказ работника от временного перевода на другую работу в порядке статьи 74 Кодекса по указанным выше причинам является обоснованным.


twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 11
  1. Геннадий | 2009-03-24 в 22:22:34

    Полезная подборочка, это я удачно зашел.

    Спасибо - очень актуально для меня сейчас!

  2. Игорь Столбиков | 2009-07-14 в 10:26:02

    В России, принудительный труд утвержден Конституционным судом в 2002 году №11-П, где по отношению к инвалидам ЧАЭС, сообщается что назначение денежной компенсации вместо возмещения вреда, не противоречит Конституции.

  3. Возможно я невнимательно читал, но никакого утверждения принудительного труда не увидел. Вот выдержка:

    В силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен.
    Предусмотренные базовым Законом процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат не требуют от гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, который подлежит возмещению. Вместе с тем не исключается возмещение вреда на основе норм гражданского законодательства, если гражданин обращается за защитой своих прав в судебном порядке. Возможность выплаты дополнительных сумм по судебному решению наряду с недопустимостью уменьшения уже установленного размера компенсационных выплат повышают гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
    Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но во всяком случае размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности.
    Определяя порядок обеспечения названного права, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда - единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Вместе с тем все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. Поэтому федеральный законодатель должен исходить из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и, соответственно, от уровня их заработной платы.
    Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

    http://www.echr.ru/documents/doc/12027237/12027237.htm

    Вы про этот документ?

  4. Игорь Столбиков | 2009-07-14 в 22:02:20

    Действительно, прямой ссылки на тот факт, что в России правктически узаконен и

    законодательно утвержден факт принудительного и рабского труда нет. Но это легко

    подтверждается рядом Постановлений КСРФ и Законодательства РФ.

    К примеру вернёмся к чернобыльцам.

    в 1991-92 годах был принят Закон о ЧАЭС и Правила возмещения вреда, так как ГК РФ

    не применим, по причине особого случая в больших размерах.В 1998 году Правила назначения

    Возмещения вреда упразднены. Вышел Закон №125-ФЗ, но он не применяется к инвалидам ЧАЭС ни судом

    ни Ответчиком. Согласно ряда Законодательства возмещение вреда должно назначаться из

    суммы не менее 7 минимальных размеров оплаты труда. В 2000 году выходит Закон РФ, где

    рабочий Минимальный размер оплаты труда, заменен Административным штрафом в размере 100 рублей.

    Законом 5-ФЗ утверждена денежная компенсация в виде твердой суммы зависящая от группы

    инвалидности в размере 1000 рублей, что не отражает утрату профессиональной

    трудоспособности и среднего заработка по РФ более чем на 25%. Причем 5-ФЗ не отменял возмещение

    вреда из утраченного заработка а был альтернативой и право выбора осталось за инвалидом.

    Но КС РФ в 2002 году, размывчато дал объяснение этому факту, чем воспользовался Причинитель вреда

    и судебная система РФ. Таким образом Ответчик законно удерживает большую часть заработка и соответственно

    возмещение вреда из заработка, что в Конституции называется принудительным трудом.Конституционный суд

    ответил мне что они не занимаются определением и объемом возмещения вреда. Таким образом Потерпевший

    инвалид остался один на один со своими проблемами и мизерной подачкой. Далее, нет и не может быть разницы

    между инвалидами ЧАЭС 1986-87гг. в размере назначения вреда (по крайней мере не 10 и

    не в 100 раз) к примеру в аналогичной ситуации я инвалид 3 группы 60 % утраты проф.пригодности получаю

    компенсацию в размере 1000 рублей (при заработке на ЧАЭС в 1986 г. 820 руб), и другой инвалид

    в аналогичной ситуации более 50 000 рублей??? А таких как я очень много. На вопрос откуда

    1000 рублей, какая финансовая основа лежит под этой суммой, по настоящее время нет. Т.е.

    высосана из пальца. И если раньше все мерялось 7 МРОТ то на сегодня мерилом денежных выплат является

    1 Прожиточный минимум. И все вроде по закону.Но в самом деле, это просто подтасовка Законодателя

    под легализацию рабского труда.

    Конечно сейчас я Вам сговорю на языке междометия. Но если Вас этот факт заинтересует, я могу Вам обосновать

    на языке закона, впрочем это я и так готовлю в КС РФ.

  5. Игорь Столбиков | 2009-08-20 в 11:55:43

    Так вот уважаемый гражданин...возьмите ст.4 ТК РФ, Глава 59 ГК РФ, cn.37-9 РФ; ст. 17 Конвенции, МОТ и воще материала подтверждающего социальное рабство в РФ немеряно...вопрос в другом кто это хочет видеть и надо ли это замечать....

  6. Виктория | 2012-10-06 в 10:42:09

    Очень полезная информация! Большое спасибо))

  7. Михаил | 2013-01-06 в 16:34:48

    Очень полезно. Получается что отработки в общежитиях ТУСУР как раз подходили под определение принудительного труда, хоть руководство вуза на словах и пыталось сказать, что они добровольны.

    Признаки:

    1. Труд без оплаты

    2. Труд без отметки в трудовой книжке

    Основные признаки, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного

    3. различные виды отработок (жилья и т.п.)

    4. отсутствие контракта или договора на выполнение работ

    http://vmtusur.narod.ru/host1

  8. фаниль | 2013-04-14 в 15:20:16

    работаю слесарем-ремонтнико в колбасном цехе, рядом находится склад готовой продукции, который никакого отношения к колбасному цеху не относится, тем не мене руководство заставляет выполнять постоянно ремонтные работы и менять газовые балоны, мотивируя тем , что у них нет своих слесарей. Попытка отказа воспринимается как преступление и не выполнение своих трудовых обязанностей. Что делать????

  9. Кузьменко Наталья | 2013-05-16 в 19:31:13

    хорошее разъяснение, но я нигде не могу добиться вразумительного ответа на следующий вопрос: уборка прилегающей ко двору территории это принудительный или не принудительный труд. Дело в том, что на эту самую территорию иногда бросают бытовой мусор нерадивые граждане, а меня заставляют его убирать - по закону о благоустройстве я обязана собирать ВЕСЬ мусор, на мои заявления, что это не мое и убирать я не буду следуют штрафные санкции, разбираться кто оставил никто не хочет, в администрации заявили - ищите кто бросил мы накажем. Я не против благоустройства, самой приятно когда возле дома чистота, но за ВСЕМИ убирать не хочу и не буду, я считаю, что уборкой брошенного мусора должны заниматься коммунальные службы.

  10. Евгений | 2013-05-16 в 21:00:30

    Наталья, а что за территория? Вы на ней работаете? Или это территория торговой точки, владельцем которой вы являетесь?

  11. Анатолий | 2013-05-20 в 12:05:25

    Работаю в компании по доставке продуктов и алкаголя в торговые точки(водителем),заставляют работать 6 дней в неделю, но субботний отработаный день переносят на понедельник, хотя с понедельника начинается новая трудовая неделя,по трудовому договору унас 5 дневка.скажите как с этим бороться?