TRUDORG.RU

За социально-трудовые права граждан

Проблемы работающих женщин

Комментарии: 0
Новости

Проблема того, стоит ли женщине работать или всецело посвятить себя семье встаёт в какой-то момент перед каждой женщиной. Дискуссии по данному вопросу постоянно возникают в общественном пространстве, однако необходимо понимать, что у каждой женщины есть право выбора: право строить карьеру, заниматься семьёй или совмещать оба этих процесса. В свою очередь государство должно предоставить такую возможность, чтобы каждая женщина могла сделать свой выбор и это никаким образом не ущемляло её интересы в той или ной сфере.

Одним из важных механизмов, который может позволить женщине какое-то время не работать, чтобы уделить время ребёнку, это обеспечение своевременной и полной выплаты пособий, связанных с рождением и воспитанием детей. Однако на практике этот институт не всегда хорошо работает. ЦСТП уже долгое время работает над проблемой невыплаты пособий женщинам, чей работодатель признан банкротом, и сегодня, по прошествии нескольких лет, мы можем заявить, что наши усилия не прошли даром и привели к ряду положительных результатов.

Во-первых, суды стали вставать на сторону женщин в спорах о прямой выплате Фондом социального страхования пособий по беременности и родам, пособия по уходу за ребёнком в случае банкротства работодателя. Несмотря на отсутствие в законе прямого указания на обязанность ФСС выплачивать пособия при банкротстве работодателя, юристам ЦСТП удалось обосновать, что в данном случае возможно применение ч.4 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", так как банкротство фактически является частным случаем отсутствия возможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях, а в этом случае пособия выплачиваются непосредственно ФСС. На сегодня такая позиция поддержана Московским городским судом.

Во-вторых, разработанные ещё в конце 2013 г. поправки в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части введения банкротства работодателя как одного из оснований для прямых выплат пособий территориальным органом ФСС были одобрены 2 марта 2015 г. и направлены на подпись Президенту РФ. Принятие такой поправки имеет большое значение, так как случаев банкротства работодателей в кризис становится всё больше, а работники таких компаний фактически лишались права на получение детских пособий. Теперь им необходимо будет только обратиться в территориальный орган ФСС, который напрямую перечислит им все причитающиеся пособия.

Наибольшее количество проблем, связанных с невыплатой пособий, возникает в ситуации, когда работодатель "исчезает". На протяжении последних лет в Центр социально-трудовых прав обращается большое количество женщин с такой ситуацией. В случае, когда работодатель остался только "на бумаге", можно пытаться через суд взыскать пособия с работодателя, а потом получить акт о невозможности исполнения решения у судебных приставов, что будет являться основанием для прямых выплат ФСС. Однако и здесь женщин поджидает много трудностей: приставы отказываются выдавать такой акт, растягивают исполнительное производство на несколько месяцев, ФСС часто не устраивают акты, выданные приставами. Женщины фактически лишаются права на своевременное получение пособий, так как без помощи квалифицированных юристов получить пособие становится практически невозможно. Представляется, что с данной проблемой необходимо бороться с помощью совершенствования и упрощения существующей сегодня процедуры получения пособий напрямую через Фонд социального страхования РФ.

Ещё стоит отметить, что за два года последних года юристам ЦСТП удалось установить единообразную судебную практику по взысканию "чернобыльских" детских пособий с государства. Эта практика сейчас полностью отвечает интересам матерей. С 2014 года ЦСТП занимается делами мам, не получивших повышенные "чернобыльские" пособия по уходу за ребенком из-за неправомерных действий своих работодателей. Фирмы, в которых женщины трудились до ухода в отпуск по уходу за ребенком, оказываются "брошены" руководством на произвол судьбы не ведут деятельности и существуют только на бумаге. В такой ситуации невозможно даже оформить увольнение из этих организаций. Для получения "чернобыльского" пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет необходимо чтобы работодатель направил в органы социальной защиты населения список мам, которые могут на это пособие претендовать. Естественно, руководство "брошенных" фирм этого не делает, а мамам отказывают в выплатах со ссылкой на отсутствие списков. Приходится обращаться в суд.

С 1 января 2015 года произошли существенные изменения в законодательстве и стало непонятно, с кем же судиться за "чернобыльские" пособия. Поскольку практика взыскания пособий с государства уже была создана на уровне Мосгорсуда, судьи понимали, что отказать женщинам нельзя, а с кого конкретно взыскивать деньги решали по своему усмотрению. Среди возможных ответчиков фигурировали Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

10 декабря 2015 года Мосгорсуд наконец решил, что "чернобыльское" пособие необходимо взыскивать с органов социальной защиты населения. Действительно, взыскание пособия с органов соцзащиты представляется более обоснованным со всех точек зрения, ведь по закону именно этот орган власти перечисляет мамам "чернобыльское" пособие. Кроме того, с соцзащитой проще судиться, так как она находится по месту работы женщины, а не в центральном округе Москвы, как Минфин и Роструд.

В свою очередь, для реализации своего трудового потенциала женщинам необходим эффективный механизм соблюдения баланса семьи и работы. Для этого государству необходимо ввести ряд мер и гарантий, которые позволят женщинам, желающим и создать семью, и развивать карьеру, успешно совмещать всю свою деятельность.

За прошедший год этот вопрос не раз обсуждался на различных общественных мероприятиях, в том числе на Евразийском женском форуме "К миру гармонии и социальному благополучию", где директор ЦСТП Елена Герасимова осветила ряд важнейших проблем в этой сфере.

Одной из ключевых проблем, сохраняющих свою актуальность на протяжении многих лет, является дискриминация женщин (и лиц с семейными обязанностями в целом) в трудовых отношениях. Молодые женщины часто испытывают сложности при приеме на работу, так как работодатели боятся, что в скором времени им придётся искать нового работника на место той, которая ушла в декретный отпуск. Если женщина всё же уходит в декретный отпуск, то часто сталкивается с негативным к себе отношением, снижением зарплаты, принуждением к увольнению. Средняя заработная плата женщин остается существенно ниже средней заработной платы мужчин. Женщины по-прежнему работают преимущественно в низкооплачиваемых секторах экономики, в частности, они составляют абсолютное большинство работников бюджетной сферы.

В 2015 году экспертами ЦСТП Герасимовой Е.С., Сауриным С.А., совместно с профессором МГЮА Лютовым Н.Л. был подготовлен доклад на тему "Эффективность защиты от дискриминации в трудовых отношениях по признаку пола в законодательстве и на практике в России", в котором предложен ряд интересных механизмов решения некоторых проблем, связанных с дискриминацией.

Мужчины и женщины в неравной мере участвуют в выполнении обязательств, связанных с заботой о детях и семье - в силу исторических традиций и культурных норм основное бремя этих забот в российских семьях возложено на женщин. И хотя уже многие десятилетия женщины работают наравне с мужчинами, перераспределения обязанностей в области семейных обязанностей между мужчинами и женщинами не происходит, что приводит к возложению на женщин двойной нагрузки.

По-прежнему актуальной остаётся проблема организации присмотра за детьми. Более того, на данный момент она приобрела новую форму: так как детских садов категорически не хватало, в детских садах были ликвидированы практически все ясли для детей до трех лет, а на их месте организованы группы для детей "старше трех лет". Отсутствие яслей, а также других доступных и распространенных форм присмотра за детьми до трех лет не позволяет значительному числу женщин выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком даже при наличии острой потребности в этом. Существуют проблемы и в области присмотра за более старшими детьми, например, сейчас существенно сократились возможности оставлять детей, учащихся в начальной школе, в группах продленного дня. Учебный день у школьников младших классов составляет 4 урока, соответственно, при отсутствии "продленки" за ними кто-то должен присматривать. Нагрузка на родителей даже в сравнении с дошкольным временем значительно возрастает.

Многие работодатели не имеют сформулированной политики в отношении работников с семейными обязанностями, что также негативно влияет на выравнивание баланса совмещения семьи и работы. В лучшем случае они соблюдают требования законодательства и предусматривают дополнительные льготы и гарантии женщинам (например, дополнительное оплачиваемой время для ведения домашнего хозяйства) и женщинам, имеющим детей, еще более исключая из этих процессов мужчин, и тем самым поощряя неравное распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами.

Проблемы, связанные с женской занятостью, сейчас актуальны для многих стран, что было отражено в докладе Международной организации труда "Быть молодой и быть женщиной - двойное препятствие? Анализ гендерного аспекта в рамках обследования перехода от школы к трудовой деятельности в 32 развивающихся странах". Как указывается в докладе, молодые женщины, вступившие на рынок труда, по многим ключевым статистическим показателям находятся в невыгодном положении. Среди этих показателей: рост уровня безработицы (в 2014 году 13,6 процента по сравнению с 12,6 процента среди молодых мужчин в мире), устойчивое неравенство в заработной плате (молодые мужчины зарабатывали на 1-36 процента больше, чем молодые женщины, во всех секторах и профессиональных областях), более высокая доля в неформальном секторе (75 процентов молодых женщин в возрасте 15-29 лет по сравнению с 73,6 процента молодых мужчин этого же возраста) и более продолжительный переход от школы к трудовой деятельности. Однако там же отмечается, что с точки зрения расширения возможностей для молодых женщин ситуация далеко не так плоха. В докладе представлены идеи, касающиеся программ в области занятости молодежи, призванные устранить характерные для женщин ограничения - от неравномерного распределения домашних обязанностей до преодоления дискриминации при трудоустройстве, а также дискриминации в условиях труда и профессиональной сегрегации.

В России также активно ведётся работа над выработкой решений вышеназванных проблем. На V Социальном Форуме России Центром социально-трудовых прав был организован круглый стол "Совмещение семьи и работы: в поисках оптимальной модели" с привлечением экспертов в области демографии, экономики, социологии, трудового права. Экспертами были выработаны и направлены рекомендации государственным органам.

В ходе дискуссии подготовлены очень интересные содержательные предложения в области общественной помощи в уходе за детьми, создания и поддержания дружественных отношений между работодателем и работником с семейными обязанностями, поднятия престижа отцовства и экономики заботы, совершенствования механизмов защиты от дискриминации. Можно выделить несколько важных рекомендаций, которые особенно нуждаются в реализации:

- разработать и принять целевую программу по созданию и функционированию семейных детских садов как вариативной формы дошкольного образования;

- на государственном уровне усилить поддержку родителей детей школьного возраста путем выплаты им специальных пособий на оплату расходов, связанных с обучением (покупка учебных пособий и школьной формы, оплата продленки или введение бесплатных групп продлённого дня);

- разработать государственную программу по преодолению стереотипов, распроданных среди работодателей, о том, что только женщина воспринимается как родитель;

- рекомендовать работодателям закреплять в коллективных договорах дополнительные гарантии для беременных женщин и работающих родителей (например, дополнительные оплачиваемые дни для родителей и т.д.), а для этого поддерживать развитие профсоюзов, женских организаций (комитетов) и пр. в организациях и на предприятиях;

- ввести непередаваемый отцовский отпуск по уходу за ребенком, который является не только формой физической помощи матерям, но и может произвести переворот в сознании мужчин, особенно молодых отцов, в их отношениях к детям;

- развивать в организациях и на предприятиях практики поощрения роли отца среди работников, информирование их о родительских правах на отпуск по уходу за ребенком, гибкий график, а также развитие разных культурно-массовых и спортивных мероприятий по формату "отец-ребенок";

- разработать методические материалы для судей по вопросам рассмотрения дел о защите от дискриминации;

- по делам, в которых установлены факты дискриминации, взыскивать компенсацию морального вреда в крупных суммах, ориентируясь на подходы в законодательстве зарубежных стран, предусматривающие взыскание компенсаций в фиксированном крупном размере или в значительном размере без установления максимального предела.

Реализация даже части предложенных рекомендаций будет ещё одним огромным шагом к совершенствованию механизмов, позволяющих женщинам вести активный образ жизни: работать, воспитывать детей, тратить время на образование, занятия хобби.

© www.trudprava.ru