Законопроект о конкурсах для творческих работников может серьезно изменить отношения артистов с руководством театров. В профсоюзе считают, что это развяжет руки работодателю и сделает творческих работников еще более бесправными. Какие перемены закон может внести в театральное закулисье, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Подолян.
О том, что трудовые отношения в культуре и искусстве пора менять, говорят уже давно. За кулисами то и дело разгораются громкие скандалы (театр Станиславского, Таганка, театра Гоголя), и законопроект должен остановить эту волну театральных конфликтов. В труппах сегодня числятся артисты, которые на сцену не выходят годами, но уволить их нельзя - они на бессрочных контрактах, подчеркивает художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин:
"Есть люди, которые по 10 лет не выходят на сцену, но не потому, что они не могут выйти на сцену в силу возраста (у нас о таких театр заботится), а потому что они просто профессионально непригодны".
Законодательная инициатива должна решить эту проблему. Она предусматривает конкурсы для подтверждения квалификации творческих работников. Проводить их планируют раз в пять лет. И, если, например, артист откажется от конкурса или не пройдет его, работодатель получит право на расторжение трудового договора.
На слушаниях в Общественной палате председатель Московской городской территориальной организации российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина заявила, что таким образом закон развяжет руки работодателю, который сможет избавиться от сотрудников и сделает творческих работников еще более бесправными. Такого мнения придерживается и руководитель театра "Модерн" Светлана Врагова. Она считает, что необходимости в этом законе сегодня нет:
"Вы можете себе представить, на конкурс выставляют народную артистку или меня, режиссера, основателя театра!"
Как закон может развязать руки работодателю, если он тоже работает по срочному договору и может быть снят с должности в течение двух часов без объяснения причин? Театральные руководители подчеркивают, что реформа невероятно запоздала. Гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов, считает, что без нее будет невозможным обновление трупп:
"У нас огромное количество ансамблей, где участницы хороводов пенсионного возраста. Вот публика уже и не ходит на это".
Похожая картина и в цирках: артисты выходят из формы, не выступают, но зарплату получают. Именно поэтому реформу в театральном закулисье называют и крайне важной. Но не будет ли конкурс унизительной процедурой для ведущих артистов? На этот вопрос эксперты и руководители театров отвечают: с ведущими все, как раз будет очень просто - комиссии нужно будет всего лишь побывать на их спектаклях и выступлениях. Впрочем, на слушаниях в Общественной палате говорили и о том, что социальную защищенность актеров нужно усилить. Резолюция по итогам слушаний направлена в Госдуму.
© Ольга Подолян, radiovesti.ru