ТРУДОВЫЕ ПРОТЕСТЫ В РОССИИ В 2008-2011 гг.

2 февраля 2012 г. @ RSS
Новости ,

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ (по результатам мониторинга трудовых протестов ЦСТП)

Составитель: Петр Бизюков,

ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

Введение

Настоящий отчет составлен по результатам мониторинга трудовых протестов, который был разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется на протяжении уже четырех лет. Ранее говорилось, что причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие хотя бы в малейшей степени надежной информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика по-прежнему не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП на сегодняшний день это единственный систематический открытый источник, где отражается информация о количестве трудовых протестов, и на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

В рамках мониторинга делается попытка не только отследить общее число протестов, но и их динамика, а также некоторые другие характеристики, позволяющие увидеть особенности современных протестов. Изучение трудовых протестов позволяет ответить на вопрос о том, каков уровень и каковы причины конфликтности в сфере социально-трудовых отношений. Разумеется, здесь надо соотнести понятия "трудовой конфликт" и "трудовой протест". Трудовые конфликты это более широкое понятие, чем трудовые протесты. Трудовой конфликт это действия участников социально-трудовых отношений (акторов) направленные на отстаивание своих интересов и социальных позиций. Такие действия весьма разнообразны, сложны и чаще всего видны только непосредственным участникам конфликта. Трудовые конфликты отражают важнейшую особенность трудовых отношений – способ их регулирования. Они показывают состав участников, особенности занимаемых ими позиций, способы их взаимодействия и, в конечном счете, перспективы развития трудовых отношений.

Важность трудовых конфликтов настолько велика, что их учетом занимаются государственные статистические органы. Однако в России на протяжении уже целого ряда лет такой учет просто отсутствует. В последние годы Госкомстат РФ публикует данные показывающие, что в стране либо вообще нет забастовок, либо они единичны. Мониторинг ЦСТП полностью опровергает данные Госкомстата – в стране происходят сотни трудовых протестов и десятки забастовок.

Почему Госкомстат не видит забастовок? На первый взгляд – все дело в методике учета. Статистики должны учитывать только законные забастовки, т.е. те которые происходят в соответствии с требованиями, изложенными в законе. Уже много раз говорилось о том, что требования к организации забастовок настолько сложны и запутанны, что их следует рассматривать как запретительные. Эти требования позволяют не сделать забастовку законной, а скорее позволяют не допустить возникновения законных забастовок. И, как показывают данные статистики, с этой задачей закон справляется. Сюда же надо добавить особенности порядка регистрации забастовок, который носит уведомительный характер, т.е. в соответствии с ним работодатель должен сообщить в региональную комиссию по трудовым спорам или в местный департамент труда о трудовом споре, который по многим причинам может не перерасти в забастовку. Но, как правило, работодатели этого не делают – зачем "выносить сор из избы"? И в целом ситуация выглядит нормальной – забастовок нет, властям можно не беспокоиться.

Между тем, конфликты, о которых должны сигнализировать забастовки, из-за отсутствия официальной статистики никуда не исчезли. Они существуют и некоторые из них перерастают не только в забастовки, но даже в социальные волнения. Отсутствие возможности провести законную забастовку привело к тому, что конфликты трансформируются протесты, форма которых выбирается произвольно. И такие протесты, действительно, средствами статистики, тем более государственной, фиксировать невозможно. Широкая палитра протестных действий работников может описываться только методами социологического наблюдения, которое предполагает вариацию наблюдаемого явления, т.е. отсутствие жесткого заданного образца.

Проблема учета забастовок в разных странах решается по-разному. В США, например, Бюро трудовой статистики, фиксирует остановки работы, в которые вовлечены 1000 или более работников. Это жесткий критерий, который позволяет проводить формализованный учет части протестов и контролировать наиболее крупные конфликты, не обращая внимания на протесты с небольшим (несколько сотен?) количеством участников. Иной подход в Великобритании, где предметом учета являются промышленные акции работников. При этом понятие "промышленная акция" подразумевает множественность форм, и законность их определяется довольно сложно.

Но в любом случае, учет забастовок направлен на то, чтобы пролить свет на уровень конфликтности в сфере социально-трудовых отношений, своевременно увидеть нарастание конфликтов и, тем самым, предотвратить более сложные социальные возмущения, в которые могут трансформироваться трудовые протесты.

Мониторинг ЦСТП направлен на эту же цель. Если государственная система не может (или не хочет) учитывать и публиковать данные о трудовых конфликтах и протестах, то это не значит, что никто не должен этого делать. Мониторинг ЦСТП не лишен недостатков, но, как показывает опыт четырехлетних наблюдений, получаемые данные неплохо увязываются с общей логикой развития социально-экономической жизни, а также позволяют характеризовать уровень конфликтности, ее причины и последствия.

Далее, на сайте Центра социально-трудовых прав


twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us