TRUDORG.RU

За социально-трудовые права граждан

Выплата региональных пособий: требования о наличии регистрации противоречат закону

Cогласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. Помимо федеральных пособий, регионы стали вводить свои – региональный материнский капитал, при рождении ребенка, при усыновлении, опекунские выплаты и т.д. Но повсеместно возникают проблемы в их получении в связи с предъявлением неконституционных требований о наличии регистрации по месту жительства.

В Воронеже для получения региональной денежной выплаты при рождении ребенка, которая составляет 20.000 рублей и платится в соответствии с Постановлением Администрации Воронежской области от 19.11.2007 г. № 1025 "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребёнка" мы обратились в Ленинский райсуд г. Воронежа к департаменту труда и социального развития Воронежской области, Казённому учреждении Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" с иском об установлении факта постоянного проживания в г. Воронеже, признании права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребёнка.

Суд в своём решении от 12.04.2012 г. установил факт постоянного проживания заявительницы (вынужденного переселенца из Чеченской республики) в г. Воронеже с 25.10.1999 г. по настоящее время и признал за заявительницей право на получение денежной выплаты в сумме 20.000 рублей при рождении ребенка 16.12.2011 года в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области от 19.11.2007 г. № 1025 "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребёнка", а судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда 23.08.2012 г. оставила решение без изменения, а апелляционную жалобу ДТиСР Воронежской области - без удовлетворения.

Судебные акты основаны на том, что статьёй 27 Конституции РФ закреплено право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Сам факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Кроме того, определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 г. № 14-АПГ12-5 оставлено в силе решение Воронежского областного суда от 14 июня 2012 года, которым признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года № 1025 "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка" (в редакции постановления правительства Воронежской области от 12 августа 2011 года № 700) в части, предусматривающей наличие регистрации в Воронежской области по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.

Представляется, что в случае судебных разбирательств в других субъектах РФ и по другим региональным и федеральным детским пособиям, суды должны обязывать выплачивать пособия органы социальной защиты населения на том основании, что ребенок проживает с матерью в данном месте, даже если у них нет регистрации по месту жительства.

По-хорошему вопрос выплаты детских пособий (пособий связанных с материнством) должен решаться в аналогичных случаях в административном порядке самими органами социального обеспечения без суда, во всяком случае, прокуратура и региональный уполномоченный по правам ребёнка должны оказывать содействие в защите нарушенных прав, а региональные нормативные акты не должны содержать дискриминационных оснований для отказов в выплате пособий в связи с отсутствием в паспорте штампа о регистрации по месту жительства.

Вы можете прочитать другие материалы о пособиях в связи с рождением и воспитанием детей на нашем сайте https://www.trudprava.ru/index.php?id=2056 или задать вопрос в интернет-консультации https://women.trudprava.ru/2-pravovaya-pomoshy.html.

© Илья Сиволдаев, член Совета Ассоциации "Юристы за трудовые права", юрист Общественной приёмной Дома прав человека г. Воронеж, www.trudprava.ru