Реформа ЖКХ нуждается в коренном пересмотре. Основной же ее целью должно стать не повышение тарифов для населения, а качество услуг, предоставляемых по доступным ценам.
К сожалению, весной правительству России удалось протащить через Госдуму свои поправки в Закон "Об основах федеральной жилищной политики", суть которого - форсированный переход к 100-процентной оплате коммунальных услуг жильцами. О том, какой видится реальная реформа ЖКХ, мы попросили рассказать заместителя председателя Горно-металлургического профсоюза России, члена Федерального Совета РДП "ЯБЛОКО" Александра КУЗНЕЦОВА.
- В правительстве говорят, что отказались от идеи 100% оплаты коммунальных услуг гражданами.
- Вообще, понятие "100%" на самом деле - лукавство. Предположим, сегодня оплата услуг 50 рублей, и это считается за 100 %. Завтра оплату поднимут до 100 руб., и то, что вчера было 100% - стало 50%, и нам говорят, что надо платить 100%. И так до бесконечности. В том новом законе, о котором вы говорите, не отказались от 100%, там просто эту тему спрятали, сохранив механизм постоянного роста тарифов.
Другой вопрос: если бы мы знали, за что мы платим, если бы все это способствовало улучшению качества услуг, многие люди и согласились бы. А сегодня нас за то же качество услуг заставляют платить гораздо большие деньги. Мы же толком не знаем, за какие услуги платим - ни по объему, ни по качеству.
Например, вам несколько недель в году не дают горячую воду, а вы за нее платите. Если сложить все, что заплатили ваши родители и вы сами за неоказанные услуги, сумма будет очень приличная. Люди платят за чистые подъезды, а они остаются грязными, люди платят за содержание лифта, а он не работает.
Вторая тема - цена этих услуг. Почему мы платим именно столько за эти услуги? В тариф включаются самые невероятные вещи: содержание огромного количества чиновников, зданий, телевидение, газеты, которые содержат, например, РАО "ЕЭС", политические партии, дачи... Все эти мягко называемые "непрофильные расходы" - у нас в тарифах.
И третья составляющая - это количество потребляемых услуг. Там, где уже установили счетчики на воду, получили данные, что нас заставляют оплачивать в пять раз больше, чем реально потребляется воды.
- Новый закон, с вашей точки зрения, означает отказ от реальной реформы ЖКХ?
- Правительство снимает с себя всякую ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство страны и перевешивает ее на граждан. Нас оставляют один на один с монополистами. В этом вся логика поведения правительства. Это делается сознательно - для того, чтобы крупнейшие монополисты страны смогли еще раз поживиться. А поскольку все остальные ресурсы уже разобраны, монополисты займутся гражданином в его квартире непосредственно. Сейчас в ЖКХ приходит РАО "ЕЭС". Для чего оно создает холдинг? Чтобы, воспользовавшись этим законом, продолжать увеличивать тарифы. Затем объявить всех должниками и за долги забрать коммунальную инфраструктуру, приватизировать ее. А затем, пользуясь этим законом, выселять граждан-неплательщиков из квартир. Это, конечно, несколько утрировано, но принцип именно такой. Печально известный председатель РАО "ЕЭС" Чубайс сейчас пытается продемонстрировать Президенту, что он единственный, кто может навести порядок в сфере ЖКХ.
- А что если РАО "ЕЭС" и другие компании, которые придут в ЖКХ, действительно наведут там порядок?
- Монополисты не могут оказать нормальные услуги. Зачем им это? Они же вне конкуренции. Не нравятся их услуги - отключат воду... Они вам скажут: проголосуйте за такого-то губернатора, за такого-то Президента, за такую-то партию, тогда мы решим - отключать вам горячую воду или нет. Это же вопрос политической власти в России. Сегодня олигархи хотят захватить инфраструктуры ЖКХ, чтобы реализовать свою политическую власть.
- Что может быть альтернативой правительственной реформе?
- Во-первых, нужно создать мощные стимулы, чтобы в сферу ЖКХ пришли мелкие и средние предприятия, занимающиеся ремонтом, теплотрассами, водоснабжением, подготовкой к зиме и так далее. И пусть у людей будет возможность нанимать те организации, которые лучше работают.
Во-вторых, монопольными структурами в ЖКХ, такими, как водоканал и теплоснабжение, должны управлять люди, назначенные на конкурсной основе. Их работа должна быть подотчетна. Иначе говоря, интересы потребителя должны быть главными.
В-третьих, необходимо снижать тарифы для жилищных кооперативов, поощряя людей за то, что они объединились. Сегодня товарищества, наоборот, платят больше. В-четвертых, снижать тарифы для тех, кто установил у себя дома счетчики.
- Степень износа нашего коммунального хозяйства превышает все мыслимые пределы. Небольшие предприятия не обладают инвестиционными возможностями и, следовательно, не смогут восстановить это хозяйство, а без этого вся реформа бессмысленна...
- Давайте решать проблемы по порядку. Пусть маленькие предприятия придут и сделают хотя бы то, что можно сделать: утеплят квартиры, обеспечат нормальные коммунальные условия. А потом можно давать кредиты, к примеру, на прокладку новых труб. С очень низким процентом.
По некоторым оценкам, нужно 300 млрд. долларов, чтобы сделать наше ЖКХ современным. Бюджет Российской Федерации 70-80 млрд. Таких денег нет и у монополистов.
- И все-таки что лучше - передача коммунальной сферы монополистам или сохранение ситуации как есть?
- Если рассматривать только такие альтернативы, то это как кому больше нравится - ужасный конец или ужас без конца.
- Как вы думаете: произойдет ли в России реформа ЖКХ в обозримом будущем?
- Что-то, безусловно, будет происходить. Но важно, чтобы реформа ЖКХ, напрямую затрагивающая интересы всех нас - квартиросъемщиков, осуществлялась в интересах людей, а не тех, кто хочет их обобрать.
Беседу вел А.ВОРОНИН
"Златоустовский рабочий", 14.08.2003