TRUDORG.RU

За социально-трудовые права граждан

Нас спасет социальное страхование

Интервью с депутатом Госдумы, членом Комитета по труду и социальной политике Александром Кузнецовым

- Александр Владимирович, чем вызвана необходимость принятия Закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации", разработкой которого Вы непосредственно занимались?

- До настоящего времени Фонд социального страхования - единственный из всех государственных внебюджетных фондов, который не имеет законодательной базы, определяющей его статус и направления деятельности. А это неправильно. Ибо пока нет соответствующего закона, на местах каждый чиновник в любой момент может "менять правила игры". Этого допускать нельзя...

- Расскажите читателям нашей газеты о том, чем занимается Фонд социального страхования? Быть может, не все знают о его значимости для повседневной жизни российских граждан.

- Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечивает гарантированные государством права работающих граждан на различные пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, на погребение усопших и другие виды пособий. Из этого Фонда выделяются средства для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и отдых для трудящихся и их детей (в том числе на лечебное и диетическое питание). Фонд частично поддерживает содержание санаториев и профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детских и юношеских спортивных школ и т.п. Он также производит и другие виды выплат в соответствии с Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который был принят в июле прошлого года.

- Извините, а как же тогда Фонд социального страхования функционировал раньше и ныне функционирует, не имея надлежащей законодательной базы?

- Деятельность Фонда пока регулируется указами Президента от августа 1992 года "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и "Об управлении государственным социальным страхованием", вступившим в силу в октябре 1993 года. Существуют и другие документы, регулирующие деятельность Фонда. Например, соответствующее постановление Правительства РФ от октября 1993 года и Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденное постановлением Правительства в феврале 1994 года. Стоит ли говорить о том, что данные указы Президента страны касаются только управления Фондом социального страхования и лишь в общей форме определяют его правовой статус. Основные вопросы деятельности Фонда, определяющие его задачи, включая источники образования и направления расходования средств, а также взаимоотношения исполнительных органов Фонда с другими субъектами страхования, регулируются Положением о Фонде социального страхования, то есть подзаконным нормативным актом. Поэтому так остро нужен закон о Фонде. Фонд должен функционировать в нормальном законодательном поле и иметь четкий правовой статус.

А если учитывать, что в июле прошлого года был принят федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", где Фонд социального страхования указан страховщиком нового вида социального страхования, то важность и своевременность принятия разработанного мною и моим коллегой по фракции Татьяной Ярыгиной закона многократно возрастает.

Проект подготовленного нами закона разработан на основе упомянутых указов Президента и постановлений Правительства РФ, действующего Положения о нем. Он учитывает требования новых Налогового и Бюджетного кодексов и сложившуюся практику работы по обеспечению социального страхования. В проекте нашли отражения нормы, содержащиеся и в проекте Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Учтен также принцип паритетности управления социальным страхованием, согласно соответствующим статьям КЗОТа и статьи 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

- А что означает принцип паритетности?

- Паритетное управление Фондом обеспечивает целевое и рациональное использование средств социального страхования, а также контроль за использованием средств и принятием нормативных документов Фонда с обязательной их регистрацией в Министерстве юстиции Российской Федерации. Это обеспечит обязательность требований Фонда для всех субъектов страхования. А участие работодателей в управлении Фондом будет способствовать созданию безопасных условий труда, профилактике заболеваемости и травматизма на производстве, а также надлежащему поддержанию лечебно-профилактической базы для сохранения здоровья работников и их детей.

- Кто должен нести ответственность за финансовую устойчивость этого Фонда в нынешних условиях экономической нестабильности и неудовлетворительного сбора налогов? Работодатели?

- Проектом подготовленного закона за финансовую устойчивость и деятельность Фонда предусматривается ответственность государства, что соответствует статье 102 Конвенции Международной организации труда. Руководят деятельностью Фонда, в соответствии со сложившейся мировой практикой, представители Правительства страны, работодатели и застрахованные лица, которые осуществляют это руководство через профсоюзные организации.

Проект разработанного нами закона направлен, главным образом, на регулирование правовых, экономических и организационных отношений (зачастую конфликтных), возникающих при осуществлении деятельности Фонда. Содержащиеся в законопроекте нормы касаются не только собственно системы Фонда (его статуса, денежных средств, контроля над направлением и расходованием этих средств, источников их образования, его имущества, структуры и т.д.), но и взаимоотношений Фонда с другими субъектами страхования, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями. Все эти правоотношения будут регулироваться данным законом, а не указами и подзаконными актами.

В нашем законопроекте четко определяется круг плательщиков страховых взносов в Фонд, закрепляются обязанности работодателей по их уплате, а также порядок и сроки начисления и уплаты страховых взносов, назначение и выплаты работникам предприятий пособий по социальному страхованию и финансирование санаторно-курортных мероприятий. Мне еще хочется отметить, что наш законопроект не требует дополнительных затрат из федерального бюджета.

- Александр Владимирович, а почему столь важный законопроект разработан с таким опозданием? Почему он не был рассмотрен депутатами Госдумы на минувшей весенней сессии? Когда теперь планируется его рассмотрение и утверждение? Ведь депутаты ушли в отпуск, и в декабре текущего года уже истекает срок их полномочий. Не окажется ли этот закон "подвешенным" и не затеряется ли он в коридорах Госдумы нового созыва?

- Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы этот законопроект был рассмотрен на минувшей весенней сессии. Но 4 июня он был отклонен Советом Федерации, который предложил создать согласительную комиссию по доработке законопроекта. 23 июня Госдума приняла решение: согласиться с созданием такой согласительной комиссии. Ее сопредседателями назначены ваш покорный слуга и председатель профильного Комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации, председатель Госсовета Республики Коми Владимир Торлопов. Я думаю, что нам удастся снять все имеющиеся вопросы, прийти, как говорят, к консенсусу и в сентябре внести законопроект на рассмотрение Госдумы в первом чтении. Я надеюсь, что при благополучном стечении обстоятельств этот закон будет осенью принят нижней палатой парламента, отправлен на утверждение Совета Федерации и подписан Президентом еще до истечения наших полномочий, то есть до декабря текущего года.

Беседу вел Виталий Попов

Источник: "Яблоко России" № 26 (60) 31 июля 1999 года