TRUDORG.RU

За социально-трудовые права граждан

Александр Кузнецов: Трудовая пенсия не должна быть пособием по бедности

Недавно Ассоциация профсоюзов базовых отраслей промышленности и строительства РФ направила Президенту Владимиру Путину Обращение, в котором отмечается, что трудовые пенсии в России, являющейся, согласно Конституции, социальным государством, не соответствуют международным нормам и обрекают значительную часть населения на нищету. Ассоциация призвала Президента принять политическое решение, направленное на то, чтобы обеспечить достойную старость миллионам россиян.

Одним из инициаторов Обращения был Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР), объединяющий в своих рядах более 1 млн. человек. Учитывая актуальность проблемы, ГМПР рассмотрел вопрос о трудовых пенсиях на очередном VIII Пленуме, участники которого единодушно поддержали требования Ассоциации профсоюзов.Чем были вызваны эти шаги? Почему именно сейчас обострился вопрос о пенсиях? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя ГМПР Александр КУЗНЕЦОВ.

- Известно выражение: общество оценивается по отношению к детям и старикам. Увы! Нашему обществу и государству есть в чем себя упрекать. Ведь выход на пенсию становится для подавляющего большинства россиян переходом в состояние нищеты. Судите сами хотя бы на примере нашей отрасли. Металлург или горняк, зарабатывающий в среднем 13-15 тысяч рублей, уходя на заслуженный отдых, получает всего-навсего - 3-3,5 тысячи рублей. Замечу, что зарплата рабочих ведущих профессий составляет от 20 до 30 тысяч, но и они обречены на ту же мизерную пенсию.

Унизительна сама сумма, похожая на пособие по бедности. Оскорбительно, что те, кто официально получал 1-2 тысячи, остальное - "в конвертах", и те, за счет зарплат которых пополнялся Пенсионный фонд, могут рассчитывать на один размер пенсии. Причем вне зависимости от стажа работы. Ибо условия расчета индексации и выплаты трудовых пенсий, изощренная система ограничительных коэффициентов для определения их размера уравнивают всех, делая бессмысленным стремление работника к достижению высоких результатов труда. Такая система ведет к дискриминации пенсионных прав значительного числа российских граждан.

Размеры трудовых пенсий в нашей стране стали настолько малы, что уровень обеспеченности пенсионеров находится ниже уровня прожиточного минимума. И положение этой категории из года в год ухудшается. На фоне резко растущих тарифов на услуги ЖКХ, транспорта, постоянного роста цен на лекарства, товары повседневного спроса пенсии превратились в скудное пособие для выживания.

Тревожит профсоюз и то, что проводимая в стране пенсионная реформа ведет к дальнейшему обнищанию граждан, выходящих на заслуженный отдых. Ведь базовая часть пенсии, гарантированная государством, не соответствует прожиточному минимуму и не способна обеспечить достойную жизнь тех, кто добросовестно трудился долгие годы. Особенно снизился уровень пенсионного обеспечения жителей северных регионов страны. А при таком положении дел борьба с бедностью, провозглашенная как одна из главных задач общества, обречена на провал, поскольку около 40 процентов неимущих - это люди именно пенсионного возраста.

- Скажите, Александр Владимирович, а как обстоят дела с пенсионным обеспечением в других странах?

Существует такое понятие как коэффициент замещения утраченного заработка. Это - отношение размера пенсии к потерянному заработку. Согласно Конвенции МОТ № 102 он не должен быть ниже 40 процентов. Принимался он в 1952 году, когда уровень жизни был намного ниже, чем сейчас: давали о себе знать еще отголоски войны. Россия не ратифицировала эту конвенцию. Тем не менее в СССР размер пенсий соответствовал международным требованиям. Увы, сейчас, когда Россия позиционирует себя как социальное, правовое государство, этот уровень снизился до 28 процентов. Причем это в соответствии со средней зарплатой. Для металлургов и горняков, у которых она выше, - до 15-20 процентов.

Подобного уровня нет ни в одной цивилизованной стране. Так, в странах Западной Европы коэффициент замещения составляет 60-80 процентов. В большинстве бывших социалистических стран Европы он равен от 40 до 65 процентов утраченного заработка.

Достаточно сказать, что доля пенсий в ВВП России в два раза ниже по сравнению со многими странами Европы. Да и ближайшие соседи нас обогнали. Например, в Украине трудовые пенсии горняков и металлургов заметно выше, чем в России. Если перевести на наши деньги, то при стаже 40 лет и зарплате 18 тысяч рублей пенсии у рабочих схожих профессий там составляют более 7 тысяч рублей, что несравнимо с нашими.

А что, по мнению профсоюзов, является причиной такого положения? Может быть, у государства нет возможности для увеличения размера трудовых пенсий? Известно, что Пенсионный фонд то и дело испытывает финансовые затруднения...

Финансовую обеспеченность Пенсионного фонда подорвали отказ от принципов социального страхования и переход на Единый социальный налог (ЕСН). Вы помните: профсоюзы активно выступали против его введения. Однако их мнение не было принято во внимание. Результат же, как мы и предвидели, оказался неутешительным. Пенсионный фонд не может обойтись без государственных дотаций. Растет просроченная задолженность плательщиков по страховым взносам и Единому социальному налогу. Как следствие - резко сокращается и сходит на нет финансовый резерв Фонда.

Различные варианты дальнейшего реформирования пенсионного законодательства, расчеты и прогнозы, публично озвученные либо опубликованные представителями федеральной власти, свидетельствуют, что надеяться на лучшее не приходится. Все предложения Пенсионного фонда не приблизят нас к достижению международных стандартов уровня пенсий, закрепленных в конвенциях МОТ.

Надо сказать, что, кроме Конвенции №102, существует еще Конвенция №128, которой предусмотрен коэффициент замещения заработка в 45 процентов, а по рекомендации МОТ - он должен достигать 55 процентов.

Кроме того, нормы ВТО, куда Россия намерена вступать, также требуют обеспечения размера пенсий не ниже половины заработка.

Нам говорят: для этого нет средств, но при этом находят возможность довести уровень замещения утраченного заработка до 75 процентов при уходе на пенсию чиновников. Причем не только федерального, но и регионального уровня, а кое-где уже и муниципального. А как понять, что при кризисе бюджета Пенсионного фонда сформирован огромный Стабилизационный фонд? Как расценить тот факт, что одновременно с крахом наполнения Пенсионного фонда десятки представителей крупного бизнеса за короткое время смогли войти в сотню самых состоятельных людей мира?

Жизнь убедительно доказала ущербность введения ЕСН. Однако исполнительная власть демонстрирует приверженность к дискредитировавшим себя методам и упорно отвергает предложения профсоюзов о переходе к страховым принципам формирования внебюджетных социальных фондов, в частности Пенсионного фонда, с участием застрахованных работников.

А ничтожные добавки к трудовым пенсиям, о которых так громко заявляется, не могут изменить существующее положение.

Мы всё больше убеждаемся: исполнительная власть приносит жизненный уровень в жертву экономическому подъему. Растущая эффективность нашей экономики в определенной степени базируется и на высоких социальных налогах, и на заниженной оплате труда, что напрямую влияет на размеры трудовых пенсий. Среднесрочная программа социально-экономического развития России составлена так, что, по сути, закладывает на многие годы вперед низкий уровень оплаты труда и пенсий. А значит, сохранится и высокий масштаб бедности в нашей стране. Мириться с этим дальше профсоюзы, в том числе и ГМПР, не намерены.

- А каким образом профсоюзы пытались и пытаются исправить бедственное положение с пенсионным обеспечением?

- Программа действий Горно-металлургического профсоюза России на 2004-2007 годы, утвержденная V съездом профсоюза, предписывает добиваться установления уровня базовой части трудовой пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера, трудовых пенсий металлургов - не менее 40 процентов утраченного заработка.

Ассоциация профессиональных союзов базовых отраслей промышленности и строительства Российской Федерации, в которую входит и ГМПР, неоднократно обращалась в Правительство Российской федерации с заявлениями о несогласии с существующим пенсионным законодательством, ограничивающим получение достойной трудовой пенсии. Положительных результатов такие обращения не дали.

Вот лишь один абзац текста из ответов правительства: "Сообщаем, что поддержать требование об установлении трудовой пенсии работникам, занятым на работах с вредными условиями труда и (или) с тяжелыми условиями труда, в размере 75 процентов от среднего заработка не имеется оснований, поскольку оно не соответствует концепции определения размера трудовых пенсий, заложенной в Федеральном законе №173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В апреле 2004 года на встрече Президента Владимира Путина с членами правительства, при обсуждении пенсионной реформы Михаил Зурабов сказал, что "надо создать механизм, который позволил бы гражданам получать пенсию в размере не 30 процентов от заработной платы, как сегодня, а, как минимум, - 50-60 процентов". Он также отметил, что подготовленные правительством предложения соответствуют международным стандартам и нашему пониманию того, что необходимо бороться с бедностью при достижении пенсионного возраста.

Казалось бы, понимание того, что ситуацию с пенсионным обеспечением надо менять, есть. Тем более что была создана рабочая группа по реформированию системы социального страхования, которая, наряду с другими вопросами, может рассматривать и предложения по повышению уровня пенсионного обеспечения застрахованных лиц. Понимание есть, а адекватных действий нет. Воз, как говорится, и ныне там.

Становится все более очевидным: только эффективная деятельность лидеров профсоюза, их принципиальная позиция при солидарной и массовой поддержке членов профсоюза способны изменить ситуацию в социально-трудовой политике в нашей стране. Только существенное усиление влияния профсоюзов на принимаемые решения в области трудовых и социальных отношений позволит выполнять уставные задачи и решения руководящих органов профсоюза. Совершенно ясно, что никто другой не станет решать за профсоюзы, за наш Горно-металлургический профсоюз, задачи защиты работников, металлургов и горняков нашей страны. Значит, пришла пора действовать решительно. Мы поддерживаем предложенные Президентом общенациональные проекты, одобряем досрочное погашение внешних долгов, но не можем спокойно наблюдать за продолжающейся стагнацией низкого уровня жизни пенсионеров. Власть сумела обеспечить достойную старость государственных чиновников. Она обязана, как и подобает в социальном государстве, позаботиться о всех пенсионерах.

Сегодня, как никогда, назрела необходимость пересмотреть законодательство о трудовых пенсиях людей, которые в свое время сделали всё для экономического укрепления нашей Родины. Несовершенство пенсионного законодательства очевидно.

В Обращении к Президенту отмечается, что требуются политическое решение о радикальном пересмотре подходов и выработка комплекса практических мер по обеспечению достойной старости.

Участники Пленума, на котором рассматривали вопрос о трудовых пенсиях, выражая мнение миллионного профсоюза, полностью поддержали Обращение Ассоциации к Президенту. Они единодушно высказались за признание и реализацию Российской Федерацией Европейской социальной хартии и за соблюдение Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения.

В случае же игнорирования государственными органами требований Ассоциации мы начнем готовиться к проведению отраслевой акции протеста и массовых солидарных действий членов профсоюза против низкого размера пенсий.

Люди доверили нам защиту своих интересов. И мы обязаны использовать все законные способы для реформирования пенсионного законодательства РФ, для борьбы с бедностью и нищетой.

Беседовала Светлана ПИЛЮГИНА

Журнал "Профсоюзы", № 9 2006 г.